Разъяснения по вопросу применения отдельных положений законодательства Российской Федерации о занятости населения в условиях введения на территории Самарской области режима повышенной готовности и введения ограничительных и иных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Разъяснения по вопросу применения отдельных положений законодательства Российской Федерации о занятости населения в условиях введения на территории Самарской области режима повышенной готовности и введения ограничительных и иных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Законодательство о занятости населения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости), других федеральных законов, иных нормативных актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 6 Закона о занятости).

Закон о занятости определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Статьёй 12 Закона о занятости гражданам Российской Федерации гарантирована свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, защита от безработицы, а также бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройство при посредничестве органов службы занятости, а безработным гражданам Российской Федерации также гарантирована социальная поддержка.

При этом согласно статье 8 Закона о занятости граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

В соответствии со статьёй 28 Закона о занятости к гарантиям социальной поддержки безработных граждан относится, в том числе выплата пособия по безработице, возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации принят Федеральный государственный стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 № 524н). Пунктом 15 указанного Федерального государственного стандарта предусмотрено, что к административным процедурам оказания государственной услуги в части содействия гражданам в поиске подходящей работы относится, в том числе оформление и выдача гражданину направлений на работу, а также информирование гражданина о необходимости представления выданного направления на работу с отметкой работодателя.

Необходимо отметить, что режим ограничительных и иных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Самарской области определен постановлением Губернатора Самарской области от 03.04.2020 № 70 «Об ограничительных и иных мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области и внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 16.03.2020 № 39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV» (далее – постановление Губернатора Самарской области).

Согласно пункту 2.6 постановления Губернатора Самарской области на граждан возложена обязанность не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области. Кроме того, пунктом 2.6 постановления Губернатора Самарской области также не ограничена деятельность, связанная с передвижением по территории Самарской области, в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области.

Деятельность по поиску работы и содействию занятости со стороны органов службы занятости населения Самарской области постановлением Губернатора Самарской области не приостановлена. Из этого следует, что пункт 2.7 постановления Губернатора Самарской области в части наличия справки работодателя как основания передвижения по территории Самарской области применяется к тем гражданам, которые состоят в трудовых отношениях с конкретным работодателем, а граждане, ищущие работу, вправе осуществлять передвижение по территории Самарской области при наличии направления на работу, выданного органами службы занятости населения Самарской области.